Telegram
Главная » О предприятии » Публикации » Новому времени – новые краны

Новому времени – новые краны

Новые модели автокранов на выставке «СТТ-2016»

На «СТТ-2016» Галичский и Клинцовский автокрановые заводы представили новые модели, отвечающие современным требованиям к полной массе и нагрузкам на ось, введенным Постановлением № 12.

Кран КС-65715 TAXI «Галичанин» на шасси Volvo FM330 HP 8x4

Галичский завод показал 25-тонник КС-55713-5Л на вездеходном шасси КамАЗ-43118 с трехсекционной овоидной стрелой длиной 23,7 м и кран КС-65715 TAXI грузоподъемностью (г/п) 50 т с 40-метровой стрелой на шасси Volvo FM330 HP 8х4. Клинцовский завод выставил 25-тонники КС-55713-1К-4В и КС-55713-5К-4В с 4-секционной длинной стрелой 32,5 м на шасси КамАЗ-65115 6х4 и КамАЗ-43118 6х6, кран-гидроподъемник ПКС-55713-5К-4В на шасси КамАЗ-43118 с высотой подъема 35 м и кран КС-65719-1К г/п 40 т с 4-секционной стрелой длиной 34 м овоидного сечения на шасси КамАЗ-6540 8х4.

Краны были представлены главными конструкторами Галичского и Клинцовского заводов – Александром Леонидовичем Трофимовым и Кириллом Владимировичем Гавриловым, которые подробно рассказали, какие изменения вносили в конструкции, чтобы уложиться в текущие нормативы. Оба завода работают в тесном взаимодействии и обмениваются информацией, вместе с тем есть различия между аналогичными моделями, заводы также отличаются по технологическим возможностям и для каждой модели искали индивидуальные решения по облегчению конструкции.

А.Л. Трофимов, директор Конструкторского бюро перспективных разработок АО «ГАКЗ», представляет галичские новинки

Начнем с центральной фигуры выставочной экспозиции – 25-тонного крана КС-55713-5Л «Галичанин» на вездеходном шасси КамАЗ-43118. У Галичского завода большой опыт разработки и значительный объем выпуска кранов на этом шасси. При модернизации использовали стандартное шасси 43118, основная проблема которого заключается в большой массе, равной 8500 кг. Перед конструкторским бюро стояла задача вписаться в полную массу 21 500 кг, для чего крановая надстройка должна быть не тяжелее 13 000 кг, что в свою очередь требовало облегчить существующую конструкцию на тонну.

Что для этого было сделано? Во-первых, облегчили нижнюю раму и опоры, использовав более тонкие листы высокопрочной стали класса 700. Кольцо ОПУ перевели на сегменты, что дало уменьшение массы этого узла на 60 кг. Облегчили облицовку нижней рамы, установили алюминиевые настилы. Таким образом, нижняя рама «похудела» на 300 кг. Одновременно увеличили опорный контур с 5,8 до 6,1 м в поперечнике.

Кран КС-55713-5Л «Галичанин» на шасси КамАЗ-43118

Поворотную раму изготовили из высокопрочной стали, что сэкономило около 100 кг. Убрали подлебедочную плиту массой 400 кг, которая выполняла функцию опоры для планетарной лебедки и противовеса. Чтобы убрать плиту, приобрели координатно-расточной станок, который обрабатывает поворотную раму целиком, обеспечивая идеальную соосность отверстий. Ликвидация противовеса в виде подлебедочной плиты была компенсирована увеличенным опорным контуром, и в итоге грузовысотные характеристики даже улучшились.

Высокопрочная сталь класса 700 также была применена для средней секции стрелы, остальные по-прежнему изготовлены из 10ХСНД. Конечно, можно изготовить крановую надстройку полностью из высокопрочной стали, она будет легкой, надежной, как скала, и неконкурентоспособной по цене. Поэтому конструкторы ищут компромиссные решения между массой, прочностью и ценой.

Кран КС-65715 TAXI «Галичанин» на шасси Volvo FM330 HP 8x4

Для достижения максимальных грузовысотных характеристик предусмотрен опциональный противовес. Дело в том, что разрешенная ПАО «КАМАЗ» нагрузка на переднюю ось – 6500 кг, а на заднюю тележку – 16 000 кг, но нормативами для вездеходов с односкатной ошиновкой нагрузка на заднюю тележку ограничена 15 000 кг. Стандартная комплектация автокрана как раз предусматривает нагрузку на заднюю тележку 15 000 кг, чтобы беспрепятственно передвигаться по дорогам общего пользования. Но для заказчиков, которым важна максимальная грузовысотная характеристика, предусмотрен опциональный противовес массой 600 кг. С ним у крана максимальные грузовысотные характеристики и нагрузка на заднюю тележку 16 т. Для монтажа и демонтажа противовеса на нижней раме установлен гидравлический стол. Кран сам устанавливает и снимает противовес без дополнительных грузоподъемных средств.

Кран КС-55713-5Л «Галичанин» на шасси КамАЗ-43118. Лебедка закрыта облицовочными панелями. За кабиной шасси виден гидравлический стол

Краны TAXI г/п 50 т базируются на шасси Volvo, MAN, КамАЗ и МЗКТ. Представленный на «СТТ» кран КС-65715 на шасси Volvo FM330 HP 8х4 соответствует требованиям к габаритам, полной массе и нагрузкам на оси за счет съемных опор. На чем было основано решение сделать опоры съемными? Краны большой грузоподъемности – 50 т и более – перегоняют не так часто, как, скажем, 25-тонники. Как правило, они продолжительное время работают на одном объекте, от начала до конца строительства. У этих кранов также много вспомогательного оборудования (комплект противовесов до 10 т, гусек), которое нужно перевозить отдельным транспортом. Так почему бы не добавить к этому дополнительному оборудованию еще и опоры, а для того, чтобы облегчить автокран до требуемой массы, было необходимо снять с него 4 т, чего невозможно достичь только оптимизацией конструкции и высокопрочными сталями, требуются более кардинальные меры. Сказано – сделано. Опоры оснащены быстроразъемными соединениями, без труда снимаются и устанавливаются с помощью дополнительного грузоподъемного средства соответствующей грузоподъемности – каждая опора весит по 1600 кг. Опоры перево­зят отдельным транспортом, более того, кран сам может транспортировать их в прицепе. Снять опоры и везти их отдельно обойдется дешевле, чем платить возмещение ущерба дорогам.

Взвешивание не выявило перегруза

Модернизацию прошли также 32-тонные галичские краны КС-55729-1В на шасси КамАЗ-6540 и КС-55729-5В на вездеходном шасси КамАЗ-63501. Штатной комплектацией был предусмотрен постоянный противовес массой 2,4 т, который крепился болтами. На противовес устанавливалась лебедка. Эту концепцию пересмотрели и сделали противовес съемным. На вездеходе противовес перевозится отдельным транспортом, КамАЗ-6540 перевозит его сам, при этом противовес снимается с поворотной платформы и укладывается на гидравлический стол за кабиной шасси. Помимо снижения массы краны приобрели дополнительную грузовысотную характеристику без противовеса.

Рабочая платформа крана-гидроподъемника перевозится за кормой

До введения новых Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных 9 января 2014 г. Постановлением Правительства РФ № 12, на Клинцовском заводе проектировали краны так, чтобы задняя тележка шасси была загружена по максимуму, а передняя ось или оси недогружены. Новые условия, созданные Постановлением № 12, в корне поменяли эту установку, и клинцовские конструкторы занимаются перекомпоновкой машин. Второе направление модернизации – это увеличение опорного контура, что позволяет убрать подлебедочную плиту. Плюс использование высокопрочных сталей для облегчения конструкций.

Так, на кране КС-65719-1К г/п 40 т демонтировали подлебедочную плиту и перепроектировали ряд узлов, заменив 10ХСНД высокопрочной сталью класса 700, таким образом, уменьшив толщину основных металлоконструкций и получив более легкие и прочные узлы и меньшую полную массу.

Кран КС-65719-1К «Клинцы» на шасси КамАЗ-6540 8x4. Кран без противовеса. За кабиной шасси хорошо просматривается гидравлический стол

Что касается высокопрочных сталей, то используют лучшее предложение на рынке, будь то отечественная, шведская или австрийская сталь. Предпочтений по производителям нет, в текущих экономических условиях предпочтения обходятся слишком дорого.

Максимальная грузоподъемная характеристика достигается за счет возимых противовесов. Как и у любого зарубежного крана, есть характеристика с нулевым противовесом, с минимальным противовесом, с последующими по массе противовесами, пока не будет полностью выбрана прочность стрелы. Противовес навешивается на поворотную раму с помощью гидравлического стола.

Кран-гидроподъемник ПКС-55713-5К-4В «Клинцы» на шасси КамАЗ-43118

При проектировании новой серии К-4В кранов г/п 25 т использовали различные решения в зависимости от возможностей шасси. Так, краны на шоссейных шасси 6х4 изначально были в пределах нормативных нагрузок, если съемные противовесы перевозить отдельно. В модернизации нуждались краны на вездеходном шасси КамАЗ-43118 – их задняя тележка была с перегрузом в 1 т. Эту проблему решили не только собственными силами. По заявке Клинцовского завода ПАО «КАМАЗ» модернизировало шасси КамАЗ-43118, установив более грузоподъемный передний мост. Это позволило перераспределить нагрузку, сдвинув крановую установку вперед. Перераспределение масс по опрокидывающему моменту позволило убрать подлебедочную плиту, что сэкономило 500 кг. Плюс к этому использование высокопрочных сталей в ряде узлов нижней и поворотной рамы и стрелы.

При облегчении других моделей кранов также используют комбинацию решений из перекомпоновки, высокопрочных сталей и ликвидации подлебедочной плиты, но общего метода «лечения» перегруза нет, к каждой модели подходят индивидуально, не на всех моделях снимают подлебедочную плиту, и объем упрочнения высокопрочными сталями различается между моделями.

Кран КС-55713-5К-4В «Клинцы» на шасси КамАЗ-43118. Планетарная лебедка открытая, без облицовочных панелей

Что дальше? ГАКЗ, например, работает над решениями по приведению к нормативам кранов г/п 60 и более тонн, а именно над концепцией съемной стрелы по примеру Tadano, при этом поворотная платформа разворачивается на 180°. Если раньше такое казалось фантастикой, то сегодня лучше снять стрелу, чем платить за ущерб дорогам. Уже сегодня тяжелые краны доставляют от завода к заказчику по автомобильным или железным дорогам без стрелы и монтируют ее на месте. Для этого используют быстроразъемные соединения. Снятие стрелы происходит следующим образом: снимают противовесы, снимают крюковую подвеску, сматывают трос, разворачивают платформу назад, вывешивают стрелу на мягких стропах одним или двумя кранами, выбивают оси подвеса стрелы и ось гидроцилиндра подъема стрелы. Гидроцилиндр подъема снимать не нужно.

Нормативные документы, а именно Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями от 12 апреля 2016 г.), требуют после такой реконструкции крана – демонтажа-монтажа стрелы – дополнительной настройки прибора безопасности и проверки его работоспособности с отметкой в паспорте. Проверку проводит комиссия с участием представителей организации, выполнившей указанные работы, и эксплуатирующей организации. Результаты работы оформляются актом, который утверждает эксплуатирующая организация. Дополнительное освидетельствование после реконструкции не требуется.

К.В. Гаврилов, главный конструктор АО «КАЗ», представляет клинцовские краны

Таким образом, Постановление № 12, имеющее очевидный регрессивный характер удушающих санкций, дало толчок к совершенствованию конструкции автокранов. После овоидных стрел отрасль вышла на новый виток развития, и в результате мы видим краны нового поколения. Уменьшенная полная масса означает и сокращенную материалоемкость, и меньший расход топлива, и улучшенные грузовысотные характеристики. Воистину нет худа без добра. А в перспективе нас ждет внедрение новых для российского краностроения решений.

Информация с сайта os1.ru

КС-65713-5 Фаворит
100 тонн
КМУ видеоролик
от 25 до 50 тонн без перегруза